Пресс-конференция онлайн: «Учёные СФУ провели исследование противогололёдных реагентов»

Коллектив учёных Инженерно-строительного института Сибирского федерального университета провёл комплексные натурные и лабораторные испытания многокомпонентных противогололёдных материалов, включая противогололёдный материал торговой марки «Бионорд». Предлагаем вашему вниманию информационные материалы по данной теме.

Учёные СФУ оптимизировали использование противогололёдных материалов на дорогах Красноярска (на примере торговой марки «Бионорд»)

Коллектив учёных Инженерно-строительного института Сибирского федерального университета провёл комплексные натурные и лабораторные испытания многокомпонентных противогололёдных материалов, включая противогололёдный материал торговой марки «Бионорд».

Противогололёдные материалы используются для обработки дорожного покрытия и объектов дорожной инфраструктуры в целях борьбы со сколькозтью в зимний период для обеспечения безопасности движения. Исследования проводились с ноября 2019 года по июнь 2020 года по заказу красноярского муниципального предприятия «Специализированное автотранспортное предприятие» (САТП).

Группа учёных рассчитала оптимальные концентрации компонентов противогололёдного материала, сочетающие как соли, обеспечивающие плавление снего-ледовой массы, так и соли снижающие негативное воздействие реагента — антикоррозийные добавки — формиат натрия, добавки снижающие экологическую нагрузку на почвы прилегающих газонов, зелёных насаждений, естественных лесных массивов. Помимо этого, научным коллективом была предложена компоновка солевого состава в форме единой гранулы, что обеспечивает стабильность противогололёдного материала, прогнозируемость в эксплуатации и снижение негативного воздействия.

По словам исследователей, применяемый ранее ПГМ — «Бионорд» — комбинированный реагент, в него входят химические соли — хлориды натрия и кальция, при контакте со снегом понижающие точку его плавления, и соответственно снег начинает таять при температуре ниже нуля. В качестве дополнительной фрикционной добавки применяли мраморную крошку.

«Исследуемая смесь была неоднородна по составу, вследствие чего был не очень предсказуемый результат по времени действия и объёму используемой смеси. Мы провели оценку территории Красноярска, взяли совокупно 540 проб с улиц разной категории, причеём все пробы дублировались — начало сезона обработки, основная часть сезона, конец сезона и даже остаточные концентрации вне сезона обработки. Помимо этого, пробы ранжировались и по времени забора пробы — в зависимости от периода россыпи ПГМ среди исследуемых участков, такие как улицы: Партизана Железняка, Шахтёров, Дубровинского, — рассказала заместитель директора, кандидат технических наук, доцент кафедры инженерных систем зданий и сооружений Инженерно-строительного института Ольга Дубровская. — По результатам исследований мы предложили несколько основных рекомендаций: изменить структуру противогололёдного материала и перейти на производство в виде единой многокомпонентной гранулы с обязательным увеличением количества антикоррозийных добавок для большей эффективности и экологичности, провести мероприятия по рассолению городских почв. Немаловажным фактором является изменение состава моющих средств проезжей части города в летний период с целью эффективного удаления накопленных солей после обработки дорожного покрытия реагентами в зимний период, при этом избегая присутствия в составе ионов натрия и ионов хлора, которые только усугубляют ситуацию».

В настоящее время научный коллектив разрабатывает Регламент применения многокомпонентных ПГМ с расчётом норм россыпи, определением возможности оперативного изменения параметров россыпи, зависящих от совокупности факторов, таких как состав ПГМ, температура, влажность, количество выпавших осадков и других.